Перевозка грузов разного класса опасности: особенности и техническое обеспечение
Перевозка газов (сжиженные, сжатые, растворенные под давлением)
Транспортировка опасных веществ данного вида регламентируется несколькими видами документов:
- «Правила устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением» (Госгортехнадзор СССР 27.11.87г.);
- «Временные правила перевозки сжиженного природного газа автомобильным транспортом»;
- «Правила безопасности в газовом хозяйстве» (Госгортехнадзор СССР 26.06.79г.);
- «Технические условия на газ горючий природный сжиженный. Топливо для двигателей внутреннего сгорания» (Технические условия 51-03-03.85).
Сжатые и сжиженные газы перевозятся в абсолютно герметичных и исправных емкостях (баллонах) с заглушками, на которых присутствуют:
- надписи (согласно Приложения 7.9 должны быть четкими, легко читаемыми и иметь определенную окраску);
- предохранительный колпак;
- отметки об опасности (Приложение 7.8).
Существует определенная норма, до которой баллоны наполняются газом. В товарно-транспортной накладной об этом ставится соответствующая отметка и делается запись «Герметичность баллонов проверена, отсутствуют утечки газа».
Если предстоит транспортировка баллонов со сжатым и сжиженным газом на бортовом автотранспорте, также нужно придерживаться требований. Баллоны в кузове могут быть расположены вертикально или горизонтально:
- горизонтальное расположение: вентили смотрят внутрь кузова, баллоны лежат на специальных деревянных брусках с гнездами аналогичного диаметра;
- вертикальное расположение: на каждый баллон устанавливается резиновое или веревочное кольцо (от 25 миллиметров диаметром), которое служит для предохранения груза от ударов.
Предельные нормы загрузки автотранспортных средств зависят от сложности и особенностей дороги.
Летом, для защиты от высокой температуры и прямых лучей солнца, баллоны с газом во время транспортировки должны накрываться плотным негорючим материалом (брезентом). Также на каждой бортовой единице автотехники должны быть в наличии:
- огнетушители – углекислотные либо порошковые (2 шт.);
- красный флажок, закрепленный на левом борту (передний угол).
Если для перевозки газов используется специальное автотранспортное средство – автомобиль с цистерной, то на него, помимо надписей, предусмотренных Правилами (пункт 2.8.5), наносятся дополнительные надписи и клейма:
- информация об изготовителе (наименование завода);
- № цистерны;
- регистрационный номер;
- дата изготовления цистерны и ее освидетельствования;
- вес (в тоннах) и емкость (в кубических метрах);
- давление – рабочее и пробное (в кг/см2);
- клеймо ОТК.
Транспортные средства с цистернами должны иметь следующую оснастку:
- вентили: для заполнения и слива газов, сброса паров газов, выравнивания давления путем сброса пара в верхней части цистерны;
- предохранительные клапаны (2 штуки);
- приборы: для измерения давления (манометр), контроля за уровнем жидкости, предотвращения аварийного расхода газа.
Газосброс проводится согласно следующих требований:
- посторонние лица не должны приближаться к району газосброса токсичных веществ ближе, чем на 50 метров;
- газосброс разрешен лишь в специально определенных для данной цели местах, при этом неукоснительно должны соблюдаться меры личной безопасности персонала;
- при сбросе газа двигатель автомобиля выключен, автотранспорт и коммуникации надежно заземлены;
- давление сброса не должно быть выше 10% от давления, при котором начался сброс;
- падение давления быстрее, чем 0,1 кг/см2 в минуту недопустимо;
- процесс газосброса производится по ветру, направленном в противоположную сторону от автомобиля, населенных пунктов.
Перевозка легковоспламеняющихся жидкостей
Легковоспламеняющиеся жидкости – это вещества, имеющие при t +50 С давление паров не выше 300 кПа (3 бара) и температуру вспышки не более 100 градусов С.
К перевозке допускаются лишь те легковоспламеняющиеся жидкости (эфиры и гетероциклические кислородные вещества), в которых содержание перекиси не выше 0,3%.
Некоторые виды аптекарских, москальных, парфюмерных товаров и других смесей с содержанием горючих веществ могут относиться к опасным грузам, если температура их вспышки менее 100 градусов С.
Легковоспламеняющиеся вещества: требования при перевозке
Группа веществ, при соприкосновении с водой выделяющая легковоспламеняющиеся газы, должна транспортироваться в герметично закупоренной таре в автомобиле с кузовом закрытого типа. При этом в товарно-транспортной накладной на перевозку подобного вещества обязательно должна быть сделана запись «Загорается от воды».
?нструкция по упаковке и перевозке некоторых легковоспламеняющихся веществ:
- натрий металлический и прочие щелочные металлы – в герметичных, плотно закрытых железных емкостях (вес до 10 килограммов), заполненяемые маловязким мин. маслом или керосином; в железных бочках (вес до 100 кг);
- белый и желтый фосфор – в воде, в металлических банках, герметично запаянных и уложенных в деревянные ящики;
- красный фосфор – в металлических банках весом 16 и менее кг (вид 1 или 3 – в соответствие с ГОСТом 5044-79, ТУ «Барабаны стальные тонкостенные для химических продуктов» (Стандарт СЭВ 3697 – 82). Для герметичности банки прокладываются специальным материалом, снаружи покрываются антикоррозионным покрытием. Для перевозки банки укладываются в ящики из дерева или барабаны из фанеры. Совокупный вес каждого грузового места не должен превышать 95 килограммов;
- рентгеновская и кинопленка, а также подобные им грузы для перевозки пакуются в металлические коробки, которые затем укладываются в металлические ящики. Совокупный вес упаковки не должен быть более 50 килограммов;
- карбид кальция и аналогичные вещества перевозятся в железных барабанах. Общий вес упаковки – не выше 100 кг;
- кислота никриновая, нитрат аммониевый, азотнокислая мочевина, тринитробензол, кислота тринитробензойная или тринитротолуол (не менее 10% воды в составе) или пикромат циркория (не менее 20% воды в составе), перевозятся в стеклянных емкостях, упакованных в деревянные ящики. При этом вес груза в одной упаковке не должен превышать 1 кг.
- сера и нафталин расплавленные перевозятся в автомобилях с цистернами. Цистерны должны состоять из толстой (толщина стенок не менее 6 мм) листовой стали либо алюминиевых сплавов с аналогичной механической прочностью. В цистернах должны иметься в наличии: термоизоляция, поддерживающая температуру у внутренних стенок не менее 70 градусов C; клапан, с открыванием внутрь/наружу при давлении 0,3 кг/кв.см. В цистернах, рассчитанных на рабочее давление в 2 кг/кв. см, клапаны могут отсутствовать.
Упаковка и перевозка окисляющих веществ и органических перекисей
Для перевозки веществ этой группы вполне подойдет стандартная заводская упаковка.
Погрузка, разгрузка и перевозка окисляющих веществ и органических перекисей должна проходить при строгом соблюдении техники безопасности. Категорически запрещается смешивать и засорять данные материалы любого рода органическими составами и веществами: соломой, опилками, древесной стружкой, торфом, углем, мучной пылью и пр. Это может вызвать самовозгорание, взрыв и пожар окисляющих веществ и органических перекисей.
Производя погрузку, разгрузку и перевозку легко разлагающихся перекисей, необходимо обеспечить соблюдение оптимального температурного режима:
- для пероксидикарбонта диизопропила, чистой перекиси бис-деканойна и пер-2-этилгенсаноат бутила температура воздуха должна быть на уровне +20 градусов C;
- для технические чистых перекисей диоктаноила и дикаприлила, пероксидикарбонат бис-этила-2-генсила с растворителем (55%), перизонитрата третичного бутила с растворителем (25%) температура воздуха должна быть не выше +10 град. C;
- для перекиси ацетил-циклогексансульфонила, перпивалт третбутила температура воздуха должна быть на уровне -10 градусов С (перпивалт третбутила с растворителем -5, с флегматизатором +2 градуса C);
- для раствора перекиси 3,5; 5-триметилгенсаноила с замедлителем (20%) и чистой перекиси диперларгонила температура воздуха должна быть 0 градусов С.
Для перевозок окисляющих веществ и органических перекисей используются автофургоны с изотермическим кузовом. Транспортные средства должны отвечать следующим требованиям:
- сохранять неизменный температурный режим, требующийся для данного вещества, вне зависимости от температуры воздуха «за бортом»;
- не допускать проникновения в кабину водителя паров токсичных веществ;
- иметь необходимое оборудование, которое позволило бы водителю контролировать температурное состояние груза, не покидая кабины;
- располагать вентилирующей системой, не влияющей на температурный режим;
- система охлаждения должна работать без применения воспламеняемых веществ – воздуха или жидкого кислорода. Рефрижераторы должны быть оборудованы холодильными установками, работающими автономно, без привязки к двигателю транспорта.
Если транспортировка легко разлагающихся перекисей производится на короткое расстояние, то на время погрузки, перевозки и разгрузки материалов можно применить специальную предохранительную упаковку, содержащую холодильные реагенты, которая в состоянии поддержать заданный температурный режим.
Прежде чем загрузить окисляющие вещества и органические перекиси в кузов, требуется тщательно проверить последний на предмет пыли и прочих посторонних элементов.
Упаковка и перевозка ядовитых и инфекционных веществ
Ядовитые вещества допустимо перевозить на автотранспорте в упаковке, в которой они поступают с завода.
Особо опасные инфекционные и ядовитые вещества на дальние расстояния можно транспортировать лишь при наличии вооруженной охраны. Перевозя подобный опасный груз в черте города, можно привлечь невооруженную группу охраны.
Транспортировка синильной кислоты в жаркое время года (с апреля по октябрь) должна происходить в закрытом от солнечных лучей кузове автомобиля. Высота брезентового покрытия над грузом – не менее 20 сантиметров.
Погрузка и разгрузка ядовитых и опасных веществ должна происходить под охраной, нахождение посторонних лиц в зоне производимых погрузочно-разгрузочных работ не допускается.
Особая категория опасных веществ – инфекционные составы и препараты. Согласно Приложению 7.1, их транспортировка производится следующим образом:
- в закрытых, хорошо вентилируемых кузовах. Открытые бортовые транспортные средства могут быть использованы только в зимний период;
- кузов автомобиля, предназначенного для перевозки, должен быть самым тщательным образом продезинфицирован и обработан дезодорантом.
Упаковка и перевозка радиоактивных веществ
Перевозка веществ этой группы регламентирована рядом Правил:
- Правила ОПБЗ-83 (94);
- ПБТРВ-73 (94);
- Правила МАГАТЭ. 6.7.2. (действуют для международных перевозок);
- Правила безопасности при транспортировании радиоактивных веществ ПБТРВ-73 (94).
Упаковка и транспортировка едких и коррозионных веществ
Свинцовый шлак с содержанием серной кислоты транспортируется в кузове автомобиля, выложенном изнутри слоем картона с парафиновой (дегтярной) пропиткой. При накрывании контакт брезента и груза необходимо исключить.
Любые горючие остатки (сено, солома, бумага, стружка и пр.) перед транспортировкой едких и коррозионных веществ из кузова автомобиля должны быть удалены.
?ндивидуальные средства защиты при погрузочно-разгрузочных работах с кислотами и щелочами
Обслуживающий персонал, производящий погрузку-разгрузку щелочей и кислот, должен использовать средства защиты:
- суконную спецодежду;
- фартук;
- перчатки резиновые;
- маску (очки).
Запрещено производить работу с кислотами в одежде из хлопка, не обработанной кислостойкими составами.
Вещества, имеющие низкий уровень опасности при перевозке
К таким веществам относят:
- аэрозоли;
- горючие материалы и составы типа разного рода эфиров, нефтепродуктов, коллоидной серы, аммония динитроортокрезолата, а также жмыха, рыбной муки, смолы, древесной стружки, хлопка;
- вещества, относящиеся к группе слабоядовитых: изоцианиты, пестициды, красители, технические масла, соединения карбоната аммония и меди, плоды и семена ядовитых растений, анодная масса;
- вещества, приобретающие в определенных условиях едкие и коррозионные качества: известь негашеная, окислители, натрия и калия сульфиды, соли аммония.